Из неопубликованного (пока) Прибытие в МинскДорога из Москвы в Минск прошла без особенностей. Минск удивил отсутствием привычной московской вокзальной суматохи - сошедшие с поезда граждане лениво разбредались по своим делам. Приятно удивил чистый и светлый минский метрополитен, состоявший, в то время, всего из двух коротких веток. Станции были оснащены по последнему слову техники - увешаны гроздьями видеокамер и телевизионными мониторами.
Итак, 25 апреля 1988 года, понедельник, 08.40, Штаб ВВС Округа. Во внутреннем дворике - толпа недовольных старших офицеров, с ними - генерал, ворчащий что-то о предстоящем <всеми любимом построении>. Недоумевающий инженер-радист - <...что-то ты припозднился, все клетки (вакантные должности) у нас давно уж заняты. Куда ж тебя, мля, пристроить?> На реплику, что я, мол, не прочь вернуться в Москву и проходить воинскую службу по месту жительства, инженер хитро ухмыльнулся: <Дуй-ка, ты, студент, в Степянку. Пусть кадры там с тобой и разбираются>.
(Из рассказа Толяна. В 1987 году Толян сменился с Афгана и прибыл в тот же Штаб ВВС Округа. Вид старлей имел поджарый, загорелый и разгильдяйски-нестриженый. Плюс ко всему - повседневные брюки <в обтяг>, подобные гусарским рейтузам, да ботинки на шестисантиметровом каблуке. Обалдев от неслыханной борзости, инженер-радист НАТУРАЛЬНО СХВАТИЛ ГУСАРА ЗА ЯЙЦА . После приведения в надлежащий советскому офицеру вид инцидент был исчерпан).
Кадры решают всеКадры решают все. С <Лениным в башке и предписанием в руке>, с воинским требованием, обменянным в железнодорожной кассе на воинский билет с канцелярски-бездушной надписью <БЕЗДЕНЕЖНО>, гружусь в поезд Минск-Полоцк.
Немножко о Степянке - станции в пригороде Минска. Изрядно проголодавшись, зашел, ни на что не надеясь, в станционный буфет и был сражен наповал: на витрине - не менее восьми видов колбас, включая копченые и полукопченые, десятка два видов всяческих <ряженок>, названия которых и не запомнить. И все это изобилие - после давно уже неизбалованной жратвой (почти полуголодной) Москвы!
Все еще не веря глазам своим, наспех проглотил булку, стакан кефира и двинул в сторону минского вокзала.
Полезный совет: г-да студенты, призванные офицерами на военную службу - оставляйте багаж в камере хранения вокзала или аэропорта прибытия. Как показывает практика, <земные дороги ведут не в Рим> (c Армен Григорян), не непосредственно в часть, а непременно к точке прибытия. Болтаться полдня по штабам проще налегке.
Полоцк (в Хохляндию приехали!)В 02.30, после восьми часов пути (с остановками возле каждого куста) пассажирский поезд Минск-Полоцк выпустил из своего чрева благоухающего одеколоном <Тет-а-тет> новоиспеченного лейтенанта Военно-Воздушных Сил.
Перрон дремал, освещенный одинокими огнями. В здании вокзала было не по-московски пусто. Скучающий мент жестами обозначил дорогу к военной комендатуре (сейчас шутят - <мальчик жестами пояснил, что зовут его - Хуан>).
(Полутора годами ранее из того же поезда вывалилась парочка двухгодичников-РЭБовцев - однокашников по школе и по МИРЭА (со всеми вытекающими - в пути друзья разминались минским портвешком). Поправив на носу очки, Лёха, силясь осознать действительность, завороженно смотрел на вздрагивающую неоном надпись <ПолАцк>. Затем, спустя минуту, с восхищением изрек: <Ну, блин, в Хохляндию приехали!> ).
Путь к военной комендатуре лежал через знаменитый Красный мост, на котором русское войско в свое время изрядно надрало задницы супостату-французу. Остановился прочесть надпись на постаменте - у подножия что-то блеснуло. Что-то оказалось кокардой вполне современной офицерской общевойсковой фуражки . Что ж, чтим память...
<С моста - прямо и, не доходя, упрешься...>. Уперся в одноэтажное здание с единственным тускло освещенным окном, деликатно постучался. На пороге образовалась улыбчивая девица в коротком белом халатике - дорога вывела прямиком к Станции Скорой помощи . Ласково поговорили - <...может, до утра у нас побудете?> - воинский долг неожиданно взял верх над искушением.
Комендатура оказалась всего лишь десятью метрами левее. Дежурил лейтёха-танкист, смотревший на меня с нескрываемой завистью - <...культурно вы, летуны, живете. Не то, что мы... Да-а-а...>.
До первого автобуса оставалось довольно времени, и танкист определил меня на кушетку в камеру (с кратким историческим экскурсом - в годы войны здание занимало гестапо). Положив голову на на чемодан, накрывшись плащем, некоторое время я размышлял, поглядывая на мрачные своды - стоило ли отказываться от приглашения миловидной сестрички? Наконец, сморило. Сквозь дурной сон доносились стоны жертв фашистских палачей.
Войсковая часть *****И вот она, родная войсковая часть! Прапор на КПП махнул рукой в сторону штаба - <Туда ходи>.
К командиру вошел шагом, отдаленно напоминающим строевой. Представился. Командир, кивнув на приветствие, рявкнул что-то в трубу полевого телефона. Через минуту подивиться на взлохмаченного чудака в синем плаще собралась кучка офицеров, как выяснилось позже - зам. по ИАС, ст. инженер по РЭО, нач. ТЭЧ и начстрой.
Далее - обрывками. Ст. инженер по РЭО: <... в ТЭЧ пойдешь, старшим техником группы РСиРНО...>, нач. ТЭЧ - <...завтр, в 08.40 - построение, за столовой...>. Начстрой сунул мне какие-то бумажки - заявы в гостиницу, в столовую, на склад.
Все бытовые проблемы решились в один день. После обеда в летной столовой сходил на вещевой склад. Вечером, сидя на куче шмотья в комнате офицерской общаги (почему общагу упорно кличут гостиницей?), старательно сопя и высунув язык, <дырочка в дырочку> подшивал погоны на повседневный китель.
Успех превзошел все ожидания. Внимательно изучив себя в зеркале, звезд не обнаружил - погоны оказались подшитыми почти на спине . Забегая вперед, скажу, что никто, никакими силами и похвалами так и не сумел заставить меня перешить погоны так, как положено.
Полезные советы: г-да студенты, в летной столовой усаживаются не где попало, а за первый незанятый (неполностью занятый) стол в техническом, а не в летном зале. Садитесь и не дергайтесь - официантка сама к вам подойдет. Не забудьте пожелать сидящим рядом приятного аппетита - это не проявление вежливости, просто авиационный ритуал.
Подшивайте погоны так, чтобы шов кителя не совпал с осевой линией погона, а находился в сантиметре от края.