ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ
Недавно Геральдическая служба Российской Федерации подготовила проект нового государственного герба России. Это - золотой двуглавый орел под тремя коронами, держащий в лапах скипетр и державу. На груди орла старинный и ныне восстановленный московский герб - щит с изображением всадника, поражающего копьем дракона. Золото на красном - цвета, которые использовались в геральдике России допетровского времени.
ГЕРБ РОССИИ
Когда в конце 1991года правительством России было предложено восстановить в качестве государственного герба старинного российского двуглавого орла, общественность откликнулась бурно и разноречиво. Многие приветствовали, увидев в этом свидетельство восстановления Россией своей истории, традиций, прерванной связи времен.Другие же высказали категорическое неприятие:"царский хищник", "возврат к имперскому мышлению", "имперский орел не к лицу демократической России". Стали даже предлагать для герба России вообще новые символ - медведя, ласточку, ветку березы.
Не хочется ввязываться в споры. Думается и общественности, и парламентариям, которым все-таки придется утверждать новый герб страны, и вообще любому россиянину интереснее и полезнее прежде всего просто знать фактологию из истории герба государства Российского.
В 1897 году в России торжественно отмечали 400-летие российского государственного герба.Историю российского герба отечественная историография ведет от оттиснутого в 1497 году на красном воске двусторонней печати к меновой грамоте Великого князя московского Ивана III, который принял титул "государя всея Руси". На ее лицевой стороне изображен всадник, "ездец", который колет змия (надпись говорила, что это - сам князь), на оборотной - двуглавый орел. По описанию Василия Татищева, "орел пластанный с опущенными крыльями и двумя коронами над главами". Выдающийся отечественный историк Николай Карамзин считал, что символика российского герба берет начало от этой печати.
По традиционной версии считается, что Иван заимствовал двуглавого орла из герба Византии после брака в 1472 году с Софьей Палеолог племянницей последнего Византийского императора Константина ХI Палеолога, и это означало преемственность власти московских государей от Византии.
Само же появление орла о двух головах обычно связывают с образованием двух римских империй -Восточной и Западной, каждая из которых имела право на орла ,а так как они б ыли соединены под одним скипетром, то оба орла составили одно тело. Двуглавым орлом пользовалась Восточная империя, а затем по преемству этот символ перешел к православной России. (Есть и другая более красивая, но менее авторитетная у историков версия-легенда, по которой двуглавый орел установлен цесарем в память предвещания - при въезде в Рим орел, летевший над его головою, убил и бросил на землю двух коршунов).
ИСТОРИЯ ДВУГЛАВОГО ОРЛА
Впрочем, ряд как зарубежных, так и русских историков вообще оспаривает это традиционное объяснение. Так, академик Н. Лихачев, изучавший византийские печати, еще в начале нашего века поставил под сомнение сам факт ,что двуглавый орел был символом Византии, поскольку не зафиксировано византийских печатей с изображением двуглавого орла. В империи, полагают эти историки, вообще не было государственной печати,а документы скрепляла личная печать императора. Все сведения о принятии Римом двуглавого орла как государственной эмблемы носят характер легенд, которые родились в XV-XVI веках в Западной Европе. И двуглавый орел не мог выражать имперской идеи. Однако золотые орлы украшали одежду и обувь византийской знати, получили значение знака императорского двора ,а позднее двуглавый орел стал родовым гербом Палеологов. (Кстати, после штурма Константинополя турками в 1453 году тело погибшего императора Константина ХI Палеолога было опознано именно по золотым орлам на его сапожках). Иван же поместив на свою печать "византийского" орла, тем подтвердил факт соединения дома Рюрика с домом Палеологов, одновременно он "повысил" орла до знака государственной власти.
Впрочем, какие бы ни были версии и толкования, есть бесспорный исторический факт: двуглавый орел, прилетевший к нам из Византии и севший сначала на великокняжескую печать, а затем на государственный герб, прижился на Руси, даже полюбился и утвердился на многие века, став символом великой России.
Кстати, орел на Руси издавна считался символом мужества и проницательности и почитался, - его изображения в разных видах и с различными украшениями встречаются на древнерусских печатях, зданиях, в заголовках книг.
Что касается двуглавого орла, то почти все исследователи отмечают его восточное происхождение. У древних существовало поверье, что сдвоенные фигурки изгоняют нечистую силу справа и слева. Обычно изображения двуглавых орлов помещали над входом в храм, на дверях домов, где они выражали идею охраны левой и правой сторон. Особую охранную роль играли орлы с двумя головами и на одежде. Обнаружены изображения двуглавых орлов на южных дверях древнего III век собора в Суздале, на оплечье одежды Ярослава Всеволодовича (отца Александра Невского), на одеждах святых Бориса и Глеба в новгородской живописи.
ОРЕЛ НАД РОССИЕЙ
Таким образом, охранная идея двуглавого орла намного древнее политической имперской идеи.
В России двуглавый византийский орел наложился на древнюю народную традицию охраны справа и слева, получив в государственном гербе совершенно новое геополитическое значение. Символика двуглавого орла, одна голова которого смотрит на Запад, другая на Восток, охраняя Россию с разных сторон, необыкновенно удачно подошла великому государству, раскинувшемуся на пространствах Европы и Азии и соединившем две части света. Если же говорить о рисунке орла в российском гербе, то он в течение веков изменялся. Изменялось также количество корон над головами -две, одна, три. Крылья были опущенными практически до царствования Алексея Михайловича (XVII в.). С того времени орел их расправил и поднял. Именно при Алексее Михайловиче окончательно сложился российский государственный герб со всеми его атрибутами. На персях (груди) орла утвердился московский герб - всадник, поражающий змия. Над головами - три короны при Петре 1, принявшем титул императора, великокняжеские, царские короны были заменены императорскими). В правой лапе - скипетр, в левой - держава, которые должны были означать "милостивейшего государя, самодержца и обладателя". Кстати, по законам геральдики правой стороной считается левая от нас, зрителей, - это как бы часть щита, защищающего правое плечо война, который находится напротив нас.
Эмблемы на крыльях появились позднее, уже в петровские времена. На императорской печати Петра 1 на крыльях орла можно увидеть гербы главнейших городов Руси, бывших столицами княжеств, - Киева, Новгорода и Владимира, а также трех царств - Казанского, Астраханского и Сибирского. Затем гербы городов уступали место гербам присоединенных территорий. Так, по указу 1832 года на правом крыле были размещены гербы Казанского, Астраханского и Сибирского царств, на левом - Польского, Таврического и великого княжества Финляндского. В дальнейшем количество и расположение таких гербов менялось.
До XVIII века орел был как черным, так и золотым ("Палеологовского" цвета). При Екатерине 1 в 1726 году определены цвета российского герба, - черный орел (его называют императорским) на золотом (желтом) фоне, всадник на красном поле. Еще через четыре года был утвержден рисунок государственного герба, а в его описании всадник на московской эмблеме впервые назван св. Георгием Победоносцем.
В конце прошлого века, а точнее - в 1882 году,помимо малого и среднего, был утвержден большой российский государственный герб. В его основе - двуглавый орел с московской эмблемой на груди, к которым добавили множество различных геральдических деталей.
После Февральской революции 1917 года отвергнувшей самодержавие, было решено сохранить двуглавого орла, многовековой символ российской государственности в качестве традиции и как герб демократической Республики России. Однако новое время потребовало нового изображения. Известный художник Иван Билибин нарисовал орла с опущенными крыльями, без московского герба на груди и без атрибутов самодержавия - корон, скипетра и державы. Добавилась новая деталь: под орлом в овале было помещено изображение Таврического дворца, где тогда заседала Государственная дума. Двуглавый орел стал служить республике и демократии, однако это служение было недолгим - до октября.
Со временем изменяется и значение символов. Так, сейчас вряд ли кому в голову придет упрекать американцев, албанцев, австрийцев или поляков, имеющих на своих национальных гербах орлов (а албанцы - двуглавого), в приверженности к монархии. Орел - птица не только царственная, но и гордая, и независимая.
По-разному можно относиться к фактам, событиям, традициям отечественной истории. Однако, несомненно одно - их нужно, прежде всего, знать и относиться к ним с уважением.