16 декабря Совет Федерации рассмотрит обращение президента России с просьбой предоставить дополнительные полномочия на использование ВС РФ за пределами страны
Ярослав Бутаков
14.12.2009 | 14:15

Главное изменение, которое предлагается внести в действующее законодательство – президент будет иметь право направлять части Вооруженных Сил России за границу без санкции Совета Федерации.
Эта инициатива президента уже породила волну экспертных комментариев, в основном негативного свойства. Напомним, что «решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» статья 102 Конституции РФ относит к ведению Совета Федерации.
Так, по сообщению «Ведомостей», член комитета Госдумы по конституционному законодательству коммунист Вадим Соловьёв считает предложение президента «переписыванием Конституции»: «По его словам, Конституция устанавливает парламентский контроль за деятельностью власти в этом вопросе: давая разрешение в каждом отдельном случае, Совет Федерации должен оценивать обстоятельства, а они, как и президенты, меняются». А один из авторов действующей Конституции Виктор Шейнис, по сообщению «Ъ», назвал предложение Дмитрия Медведева «абсолютно неконституционным» и полагает, что оно «носит политический характер, а не правовой». Ещё один эксперт, вице-президент фонда «Индем» Михаил Краснов, считает, что «постоянное право президента на использование вооружённых сил противоречит Конституции».
Однако у президента как главы государства есть ряд фундаментальных функций. К их числу статья 80 Конституции относит обеспечение Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке президент обязан принимать все необходимые меры «по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности». В осуществлении обязанностей «защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства» президент при вступлении в должность приносит присягу народу Российской Федерации, согласно статье 82 Конституции. И если осуществление этих первостепенных задач президентской власти входит в противоречие с отдельными нормами законодательства, значит, эти нормы устарели и подлежат пересмотру.
| Коллизия с предоставлением дополнительных полномочий президенту как Верховному главнокомандующему вызвана незавершенностью процесса институционального строительства российской государственности.
Конституция, принятая шестнадцать лет назад, производит впечатление конституции государства с ограниченным суверенитетом. Об этом красноречиво свидетельствует хотя бы её статья 15, устанавливающая принцип верховенства международного права над российским на территории Российской Федерации. Эта Конституция составлялась и принималась в спешке, в ненормальной политической обстановке, поэтому в ней неудивительны пробелы и внутренние противоречия. Кроме того, на ней неподъёмным грузом лежит «печать 90-х годов» – восприятие нашего государства как потерпевшего поражение в «холодной войне», территориально урезанного и навсегда отказавшегося от роли великой мировой державы. В ней сам институт Вооружённых Сил даже и не прописан-то толком!
Понятно, что для такой Конституции использование российских войск за рубежом является чем-то исключительным, нереальным. В ней даже не предусмотрена процедура воссоединения с Россией её исторических территорий. Здесь сразу напрашивается сравнение с конституцией ФРГ 1949 года, которая сразу писалась «на вырост», в расчёт на присоединение к ней других земель.
Нормы Конституции 1993 года вошли в явное противоречие с реальным местом России в мировой политике начала XXI века. Россия возвращается на мировую арену как великая держава, а это требует пересмотра норм, сложившихся в 1990-е годы в обстановке развала страны и воспринимавшихся в той ненормальной ситуации как «нормальные», то есть соответствовавшие тем ограничениям, которые правящий класс России наложил тогда на роль и развитие страны.
В нынешнем положении совершенно второстепенное значение имеют вопросы борьбы с пиратством в Мировом океане, угрожающим российскому судоходству. Также необходимо отделить вопрос о полномочиях президента как Верховного главнокомандующего от мелкого и частного вопроса «усиления режима личной власти», как то пытаются изобразить некоторые либеральные идеологи. Речь в данном случае идёт о наделении главы государства реальным объёмом полномочий для надлежащего выполнения им своих обязанностей гаранта российского суверенитета и безопасности российских граждан в условиях любых новых вызовов, перед лицом которых мировая обстановка ставит Россию. Это имеет принципиальное значение для дальнейшего развития Российского государства. Поэтому данный вопрос не должен решаться конъюнктурно с позиций какой-то одной ветви власти. Единственным критерием правильности следует признать возможность государственных институтов России адекватно и эффективно реагировать на возникающие угрозы национальной безопасности.
Формально-юридические нормы в данном случае могут, при необходимости, отойти на второй план перед «государственной константой» (выражение русского правоведа Н.Н. Алексеева), которая обеспечивает существование государства.
| Неписанной конституционной нормой государства Российского, его «константой» всегда являлось единоличное право главы государства экстренно принимать все требуемые обстановкой военные меры для защиты безопасности и достоинства России, чести, свободы и жизни её граждан.
В наше время ограничивать понятие «обороны государства» пределами государственных границ – полный анахронизм. Также в наше сложное время невозможно чётко по факту разграничить состояния войны и мира. Почти все войны современности возникают без объявления войны де-юре. И в этих условиях ограничивать рамки действий Вооружённых Сил, без особого на то позволения парламента, границами собственной страны – как говорится, «хуже, чем преступление – это ошибка». Поэтому в распоряжении Верховного главнокомандующего должен в постоянной готовности находиться действенный инструмент защиты интересов России в глобальном масштабе.
Возражая против наделения президента России дополнительными полномочиями в использовании Вооружённых Сил, некоторые ссылаются на конституцию США, по образцу которой, кстати, и сделаны некоторые части нашей нынешней Конституции. В частности, там санкцию на применение вооружённых сил за пределами страны формально даёт сенат. Фактически же эта норма американской конституции нарушается постоянно. Только за последние тридцать лет она нарушалась: при посылке десанта для освобождения американского посольства в Тегеране (1980 г.), отправке морских пехотинцев в Ливан (1982 г.), вторжении в Гренаду (1982 г.), нанесении воздушных ударов по Ливии (1986 г.), вторжении в Панаму (1989 г.), неоднократном нанесении ракетно-бомбовых ударов по Ираку, Сомали и Судану (1990-е – 2000-е гг.). И это понятно. Необходимость достижения фактора стратегической внезапности или немедленного преследования разгромленного противника на его территории просто начисто исключают любые предварительные парламентские процедуры согласования такого использования войск.
Кроме того, пока неясно, в какой форме будет удовлетворена просьба президента. Действительно, если исходить из буквы Конституции, подпункт «г» первого пункта статьи 102 должен быть, с соблюдением статей 108 и 136, отменён или изменён в том роде, например, что решение об использовании ВС РФ за рубежом, принятое президентом, должно быть в течение какого-то срока представлено на утверждение Совета Федерации, в противном случае теряет силу. Не исключено, что именно такой путь и будет в итоге выбран, хоть это и долгая процедура. Более вероятно, что отмеченный подпункт Конституции будет трактован Советом Федерации как возможность единоразово предоставить президенту запрашиваемое право на некоторый конкретный срок. Но, в конце концов, как это будет обставлено юридически – второстепенный вопрос. Главное – чтобы глава государства получил реальные полномочия, необходимые для выполнения основной президентской обязанности по защите суверенитета России. Пока же Верховный главнокомандующий остаётся «со связанными руками», но есть надежда, что в самое ближайшее время это ненормальное положение изменится.
источник