Многоцелевой легкий бронированный тягач (МТ-ЛБ)
Вот уже почти 40 лет на вооружении находится незаменимый труженик - многоцелевой легкий бронированный тягач (МТ-ЛБ).
Во второй половине 60-х годов командование Вооруженных сил СССР приняло решение снять с вооружения выслужившие свой срок гусеничные артиллерийские тягачи АТ-П. В целях снижения стоимости разработки с нуля новой машины, специалисты проанализировали возможности приспособления к нуждам армии тягачей, уже эксплуатировавшихся в народном хозяйстве страны. Наиболее подходящим для этой цели оказался легкий транспортер МТ-Л, для которого следовало разработать лишь бронированный корпус. В целом же большинство узлов и механизмов оставались без изменений. Новая машина стала называться многоцелевым бронированным гусеничным тягачом и получила обозначение МТ-ЛБ. Серийное производство машин МТ-ЛБ началось в 1966 году. Изначально МТ-ЛБ предназначался в первую очередь как тягач для буксировки 100мм пушек БС-3 и МТ-12 "Рапира". Машины также использовались для перевозки до 2-х тонн груза и буксировки прицепа массой до 6,5 тонн, а также как санитарный транспорт. Для северных и заболоченных районов был создан МТ-ЛБв-снегоболотоходный вариант с расширенными с 350 до 570 мм гусеницами и гидродинамическими и грязевыми щитками.
На базе МТ-ЛБ с 1967 года выпускался транспортер-тягач МТ-ЛБ-У, который отличался отсутствием пулеметной башенки, увеличенной длиной корпуса, повышенной до 300 л.с. мощностью двигателя и установкой семи опорных катков со стороны каждого борта вместо шести. Шасси МТ-ЛБ-У использовалось для создания семейства бронированных машин специального назначения, насчитывавшего 74 наименования образцов.
На базе тягача были размещены 122-мм самоходная гаубица 2С1 <Гвоздика>, радиолокационная станция <Леопард> (CHAP -10), МТП-ЛБ, 1В13, 1В14, 1В15, 1В16, РХМ "Кашалот", 9С80 "Овод-М-СВ", 9С80-1 "Сборка", 9С737 "Ранжир", 1Л219 "Зоопарк", КДХР-1Н "Даль" и "Гвоздика", зенитный ракетный комплекс <Стрела-10> 9А34 и 9А35, 9М144 Штурм-С, транспортно-заряжающая машина системы РСЗО <Град-1>. Всего более 80 образцов вооружения и специальной техники. По существу, в классе легких бронированных машин МТ-ЛБ - самая массовая в Вооруженных Силах.
Часто, особенно в северных и дальневосточных районах, МТ-ЛБ и МТ-ЛБв использовались в мотострелковых войсках вместо БТРов. Для этого применения существовал вариант у котогого, вместо поворотной башенки ТКБ-01 устанавливался бронеколпак с крупнокалиберным пулемётом НСВТ: МТ-ЛБ-ВМ . (мне довелось служить в полку, размещенном в Ахалцихе (Грузия), в котором в качестве основного БТР использовался именно МТ-ЛБ, но в базовой версии, со стандартной башенкой с 7.62 ПКТМ. =VovaZ02h=). Также есть много свидетельств того, что МТ-ЛБ в немалом количестве использовались ОКСВА. В войсках машина пользовалась заслуженным уважением и любовью.
Корпус МТ-ЛБ сварен из стальных плит небольшой толщины, обеспечивающих защиту от огня легкого стрелкового оружия. Таким образом, за счет защищенности удалось выдержать боевую массу машины на сравнительно невысоком уровне - 9,7 т. Внутри корпус машины делится на несколько отделений: трансмиссионное, управления, моторное, транспортно-грузовое.
Самый передний отсек, "нос" машины - трансмиссионое отделени. Двухпоточный МПП включает двухдисковый главный фрикцион сухого трения, шестискоростную коробку передач и два суммирующих планетарных ряда. Он обеспечивает получение двух фиксированных радиусов поворота на каждой передаче, а также неустойчивый поворот на нейтрали с радиусом примерно равным половине ширины колеи. Управление поворотом машины осуществлялось с помощью двух рычагов. Существует более современный вариант машины, в котором рычаги заменены штурвалом (по типу БМП).
Отделение управления расположено сразу же за трансмиссионным и отделено, от него перегородкой из броневой стали. В нем размещаются два сиденья - механика-водителя (слева) и командира (справа). Обзор механику-водителю обеспечивают лобовое окно, которое при необходимости закрывается стальной защитной крышкой, и три обогреваемых перископа. Над сиденьем в крыше корпуса имеется люк, через который механик-водитель садится в машину и выходит из нее. Сидящий рядом командир машины обслуживает пулемет калибра 7,62 мм, установленный в маленькой башенке кругового вращения, расположенной справа и впереди на крыше корпуса. Наблюдение за местностью командир ведет через такое же окно, что и механик-водитель, а так же через три перископа и прибор наблюдения и прицеливания, находящийся в башенке. В машину он попадает через люк, расположенный в крыше корпуса между люком механика-водителя и вращающейся башенкой. (для мотострелка с вещмешком, в "лифчике", со всеми подсумками и "веслом" АК-74/АКМ и лопаткой - то еще развлечение =VovaZ02h=) Между сиденьями механика-водителя и командира под специальным защитным кожухом находится промежуточный редуктор и вал отбора мощности на блок коробка передач-механизм поворота. Существует вариант корпуса для установки ЗРК "Стрела" и некоторого другого спецоборудования, у которого отсутствует башенка с ТКБ-01, а командирский люк перенесен с центра отсека управления в правую его часть (симметрично люку механика-водителя). Перед командирским люком смонтирована турель для установки 7.62 мм ПКБ (ПКМБ).
В средней части корпуса в специальном отделении был установлен многотопливный 8-цилиндровый четырехтактный V-образный высоконадежный дизельный двигатель ЯМЗ-238В и обслуживающие его системы. (Лично присутствовал при "разборе полетов", когда одна из машин наработала около моточаса, при этом прошла около 12 км без охлаждающей жидкости. Механ свое огреб, машина осталссь в строю и позже дошла своим ходом до Тбилиси. Естественно после ТО. =VovaZ02h=) Силовое отделение было отгорожено теплошумоизоляционными перегородками от обитаемой части корпуса. Вся остальная часть корпуса использовалась для перевозки личного состава или грузов, образуя десантное отделение или отделение грузовой платформы. Вход в десантно-грузовое отделение осуществляется через люки, расположенные в крыше корпуса, или двухстворчатые двери герметичные в кормовой части.
Для сообщения отделения управления с десантным отделением с правой стороны двигателя имелся проход, в котором были установлены два откидных сиденья. Одноместное сиденье находилось также возле задней перегородки двигателя. В кормовом отсеке продольно располагались два топливных бака. Каждый бак имел сверху поролоновые подушку и служит скамьей для четырех человек. Еще два бака крепились на надгусеничных полках. Первоначально десантное отделение, расположенное в кормовой части машины, рассчитывалось для размещения в нем артиллерийского расчета буксируемого орудия и боекомплекта к нему. В дальнейшем, когда МТ-ЛБ стал использоваться в качестве бронетранспортера для мотострелков, десантное отделение было оборудовано для посадки 11 полностью экипированных пехотинцев. Десант располагается вдоль бортов машины на сиденьях, установленных поверх топливных баков. Для посадки и спешивания пехотинцев, а также для погрузки перевозимого груза используются двустворчатая дверь в кормовом бронелисте и два люка в крыше десантного отделения. Десантники могут вести огонь из личного оружия, для чего в бортах корпуса машины сделаны четыре закрываемые броневыми крышками амбразуры.
Кроме того, для размещения негабаритных грузов может использоваться грузовая площадка на крыше десантного отделения, позади верхних десантных люков. В штатном варианте на ней хранится свернутая маскировочная сеть.
Для преодоления водной преграды используются устанваливаемые вручную боковые гидродинамические щитки, защита выхлопа и удлиняется воздухозаборная труба. Комплект щитков хранился уложенным на левом верхнем броневом листе десантного отделения. Движение на плаву производилось с помощью гусеничного движителя. Задние направляющие гидродинамические отражатели - несъемные, фиксируемые в верхнем (походном) и нижнем ("плавучем") положении защелками. Пустотелые опорные катки изготовлены из алюминиевого сплава, на передних и задних узлах подвески установлены телескопические гидроамортизаторы. В системе подрессоривания используется индивидуальная торсионная подвеска (левые катки немного впереди правых).
Большое количество машин также имело специальное гидрооборудование для самоокапывания, смонированное на задне стенке десантного отделения. Нож-лопата, применяемая при этом может быть как установлена на рычаги механизм самоокапывания, так и (в транспортно-походном положении) быть закрепленной на правом-верхнем броневом листе десантного отделения
Годы меняли технические и тактические требования к легким боевым машинам. Слабое вооружение и бронирование МТ-ЛБ подталкивало войсковых рационализаторов к поиску путей повышения боевых и технических характеристик транспортера. Так, например, в горячих точках можно было встретить МТ-ЛБ с установленной на его крыше спаренной 23-мм установкой ЗУ-23. Но это были полумеры. Поэтому в работу по модернизации машины подключились конструкторы различных КБ. Занимались этим не только в России и Украине. Свои подходы к повышению характеристик МТ-ЛБ разрабатывали инженеры Польши (BWO-40) и Болгарии (БМП-23, БРМ-23, БМП-30, все на базе МТ-ЛБ-У/2С1), где машины выпускались по лицензии.
В 2000 году на ОАО "Муромтепловоз", предприятии, проводившем капремонт МТ-ЛБ, были выпущены 2 новые машины. Точнее 2 варианта модернизации МТ-ЛБ - МТ-ЛБ6МА и МТ-ЛБ6МБ. В первом варианте устанавливается боевое отделении БПУ-1 от БТР-80 , а во втором - башня, разработанная по теме "Буйность" от БТР-80А. Башня, разработанная ОАО ГАЗ предполагает установку широкой номенклатуры вооружения. Наборы для модернизации состоят из башенной установки, нового верхнего листа, заглушки на место старой башни и люков. В последствии были разработаны варианты с усиленным вооружением 6М1Б3 и 6М1Б5.
Оба варианта реконструкции МТ-ЛБ предполагают использование как "родного" ЯМЗ-238В(М) 240л.с. , так и форсированного двигателя ЯМЗ-238Б-3 300 л.с.
Кроме того, создатель МТ-ЛБ КП "Харьковское конструкторское бюро по машиностроению имени А.А. Морозова" предлагает свою модернизацию МТЛБ с целью обеспечения эффективной огневой мощи посредством установки модуля вооружения, включающего 30-мм пушку, 7,62-мм пулемет, 2 прицела, а также систему постановки дымовой/аэрозольной завесы.
Защищенность машины усилена путем создания разнесенного бронирования, ходовая часть прикрыта противокумулятивными экранами. БМП МТ-ЛБР6 оборудована фильтровентиляционной установкой и системой автоматического пожаротушения. Для повышения подвижности машины и компенсации ее возросшей массы устанавливается более мощный дизельный двигатель, развивающий 310 л.с.
Другие украинские варианты модернизации предусматривают установку башенки с дистанционно управляемым 12,7-мм пулеметом НСВТ. Боекомплект пулемета составляет 1050 патронов. Башенка устанавливается вместо штатной башенки МТ-ЛБ с 7,62-мм пулеметом.
Боевая масса, т 11,9
Экипаж, чел. 2
Десант, чел. 11
Вооружение 7,62-мм ПКТ
Боекомплект 2500х7,62-мм патронов
Габаритные размеры, м:
Длина 6,45
Ширина 2,85
Высота 1,87
Клиренс 400
Удельное давление на грунт, кг/кв.см:
с нормальной гусеницей(350 мм) 0,46
с уширенной гусеницей(565 мм) 0,28
Броневая защита, мм 7-14
Грузоподъемность, т 2,5 (на буксире - 6,5)
Максимальная скорость, км/ч:
на суше 60
с максимальной нагрузкой или прицепом 35
на плаву 5-6
Запас хода, км 500
Двигатель
дизельный, восьмицилиндровый ЯМЗ-238
Мощность двигателя 240 л. с.
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0,61
ширина рва, м 2,41
подъем, град. 60
крен, град. 30
===
http://armoured.vif2.ru/mt-lb.htm
http://www.soldiering.ru/army/armored_car/rus/mtlb.php
http://www.btvt.narod.ru/5/mtlbm/murom.htm
http://www.otvaga2004.narod.ru/Otvaga/armo...ulg/a_bmp23.htm
http://www.otvaga2004.narod.ru/Otvaga/armo...ulg/a_bmp30.htm
http://www.otvaga2004.narod.ru/Otvaga/arm-poland.htm
http://www.otvaga2004.narod.ru/Otvaga/armo.../a_bmp_mtlb.htm
http://flot.sevastopol.info/arms/morpeh/mtlb.htm
Практически по каждой ссылке - много фотографий.
Особо отмечу фотосессии http://voenavto.almanacwhf.ru/fotos/bron3/fotobr3.htm (второй снизу ряд) и
http://voenavto.almanacwhf.ru/fotos/br03s1/fotobr03s1.htm, надеюсь на такие ссылки автор не обидится.