Pipendulum
26.10.2008, 19:42
Очень понравились фотки оригинальной статьи !
если есть интерес могу перевести статью нем. "фонда науки и политики" "военные переплетения груз. войны, состояние и неоходимость реформирования российских вс"?
Если Вас незатруднит то прочитаем с удовольствием.
Цитата(I-H @ 2.11.2008, 0:46)

если есть интерес могу перевести статью нем. "фонда науки и политики" "военные переплетения груз. войны, состояние и неоходимость реформирования российских вс"?
А можете ссылку кинуть, где оригинал? Спасибо.
фонд наука и политика (http://www.swp-berlin.org/produkte/swp_aktuell_detail.php?id=9620)
доктор философских наук Margarete Klein
военные переплетения груз. войны
состояние и потребность/необходимость реформирования российских вс
После окончания боевых действий в Грузии руководство России и средства массовой информации не только интенсивно обсуждают внешнеполитические и финансовые последствия, но и военные импликации "5-дневной войны" за ЮО. Если первоначально быстрая победа над грузинской армией вызывала волну великодержавной эйфории, то уже скоро слово взяли высокопоставленные офицеры и эксперты, которые жаловались на частично серьезные дефициты в вооружении/оснащении и ведении войны армией, и таким образом беспощадно "пошкарябали" образ великой военной державы. Первым выводом из этого стало сообщение президента и премьер-министра о ощутимом повышении оборонного бюджета - на 27% в след. году. Однако, выделения денег недостаточно, чтобы реорганизовать российские вооруженные силы в современную и эффективную армию, которая отвечает вызовам в сфере политики безопасности 21-ого столетия. Скорее это будет зависеть от способности преодолеть разнообразные блокады реформ, которые препятствуют трансформации российских вооруженных сил уже 16 лет.
На первый взгляд "пятидневная война" кажется подавляющим военным успехом России. Уже через 3 дня русским вооруженным силам удалось достижение ее непосредственных целей: отразить грузинское нападение на Южную Осетию и обеспечить безопасность южно-осетинского населения, которые благодаря массовому предоставлениею русских паспортов стали "собственными гражданами". Кроме того, существенное уничтожение инфраструктуры и военной техники грузинской армии, отбросили на годы назад честолюбивую военную программу модернизации стремящейся в НАТО страны. Сверх того, Москва вследствие выигранной войны укрепила свое военное присутствие в регионе.
заключенные с признанными независимыми республиками Южная Осетией и Абхазией 17. Сентября 2008 "договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи" делают возможным создание русских военных баз. По данным русского министра обороны, (в каждой) планируется дислоцировать 3800 регулярных солдат. таким образом, заключенный с Тбилиси в 2005 и осуществленный до конца 2007 вывод русских войск из баз в грузинских Ачалкалаки и Батуми не только более чем скомпенсирован, но также в целом способность Москвы действовать в регионе как организующая власть усилилась.
быстро достигнутой победой "5-дневная война" также резко отличается от обеих чеченских войн. если последние считались синонимом упадка военного потенциала России, то успешный поход в Грузии в течение первых дней интерпретировался как признак возвращения великой военной державы. В этом смысле президент Димитрий Медведев 18 сентября 2008 высказался перед русскими офицерами во владикавказе: "хорошо проведенная, эффективная и принесшая мир операция" является доказательством того, что русские вооруженные силы "преодолели кризис 90х годов". так ли это?
незначительные улучшения
Действительно, в боевых действиях в Грузии можно наблюдать некоторые улучшения в сравнении с чеченскими войнами, которые, тем не менее, не следует переоценивать. Так, русское руководство смогло передислоцировать за короткое время примерно 10.000 солдат с тяжелыми вооружениями и при трудных топографических условиях в район боевых действий в ЮО. Кроме того, 11 августа 2008 был открыт второй фронт в Абхазии - примерно 9000 солдат -, который помешал грузинской армии сконцентрировано применять ее силы.
Это все свидетельствует о хорошем планировании и подготовке к боевым действиям, что, однако, не может удивлять ввиду заострявщейся с апреля 2008 эскалации. Москва уже в апреле 2008 усиливает миротв. контингент в Абхазии, а в мае посылает туда 400 бойцов железнодорожных войск, с целью усовершенствовать транспортную инфраструктуру. Также в мае 2008 в Южную Осетию были переброшены 500 десантников. Кроме того, русская армия с середины до конца июля 2008 – параллельно с грузинско-американскими учениями "Непосредственные ответы" – проводила у грузинской границы маневры "Кавказ 2008"; многие из 8000 участвовавших солдат позже участвовали в "5-дневной войне". Согласно средствам массовой информации, после окончания учений пункты управления не были распущены и 58-ая армия была оставлена в состоянии боевой готовности.
Второе улучшение - особенно в сравн. с первой чеченской войной - состояло в том, что на этот раз в основном применялись не неопытные и едва подготовленное призывники - 70% отправленных в Южную Осетию солдат по данным сми были т.н. Kontraktniki, а войска введенные в Абхазию состояли исключительно из кадровых военных и контрактников.
Это отражает определенные успехи в достигнутой профессионализации русской армии – ключевой цели армейской реформы с девяностых годов. Таким образом образуются все больше частей, как например примененная в Грузии 76 вдд из Пскова, полностью состоящих из контрактников.
все же тот факт, что в заостряющемся в течении месяцев конфликте, срочники тоже применялись, указывает на имеющиеся трудности в реконструкции вооруженных сил. Так, добровольное закл. контракта в армии из-за малого денежного довольствия (ефрейтор зарабатывает напр. всего 345$ в месяц), сомнительного социального положения и упавшего престижа вряд ли привлекательно. Кроме того, сообщается о случаях сильного давления командиров на призывников с целью заключения ими контракта. Только примерно 15% контрактников продлевают контракт снова, вследствие чего армия лишается самых опытных солдат. кампания в Грузии таким образом не должна скрыть существующие принципиальные проблемы при профессионализации армии.
устаревшее оборудование, отсталые технологии
однако одним лишь переводом армии на контракт проблемы русских вооруженных сил не будут решены. ведь война в грузии беспощадно показала, что другой столп армейской реформы – обеспечение армии достаточным количеством боеспособного и технологически современного оружия и системами вооружения – шаток. есть оценки, что 80% оружия и систем вооружения России изношено, явл. устаревшим и не ремонтировались с советского времени. особенно в ведении электронной войны Россия плетется за западными странами. Насколько существенны недостатки вооружений в св, показывает сравнение грузинских и русских танков. Хотя обе стороны в основном использовали Т-72 еще советского выпуска, оказалось, что благодаря проведенной модернизации грузинские танки явно превосходят российские. Посредством ГПС, тепловизоров, приборов ночного видения, современным системе опознания свой-чужой и средствам связи они были готовы к применению при трудных метеоусловиях, а также ночью. Русские танки напротив были при таких условиях практически слепыми.
Состояние военной авиации особенно драматично. Так, примененные над Грузией боевые реактивные самолеты - преимущественно Су-25 - находятся на вооружении уже 30 лет и с тех пор почти не ремонтировались (модернизировались?). им не хватает современного компьютерного оборудования для определения координат цели, а также радиолокаторов. Вместо высокоточного оружия приходится использовать более старые типы бомб и ракет. как следствие русским ввс удалось лишь поздно подавить грузинские позиции артиллерии и пво, которые до этого нанесли русским войскам жестокие потери в воздухе и на земле.
Русские наземные войска, к примеру, попали под массивный арт. обстрел при выходе из рокского туннеля, который связывает ЮО с русской сев. осетией, и продвигались вперед к цхинвали. То, что русская военная авиация потеряла целых 3 боевых самолета Су-25 от грузинского огня, может также быть связанным с плохой подготовкой русских пилотов. коллеги из стран-членов НАТО в год в среднем налетывают 120–150 часов, русские пилоты только примерно 40 ч.
В низкой эффективности русской военной авиации была виновата также неудовлетворительная разведка. Так в армии России нет достаточного количества беспилотников и спутников.
Хотя беспилотники русских предприятий производятся и показываются на выставках, в 2006 было принято решение приостанавливать их закупку русской армией. русский аналог ГПС – Глонасс – опять же располагает всего 13 из 24 спутников, которые требуются, чтобы предоставлять в любое время необходимые данные. из за недостатка средств разведки русское военное командование послало стратегические бомбардировщики типа Ту-22 с развед. задачей. после применения столь нецелесообразным образом, одна из этих машин была сбита грузинской пво.
Технологическая отсталость русских вооруженных сил проявила себя в недостатке современных средств коммуникации и навигации. Так, по сообщениям сми не имелось устойчивой радиосвязи между различными частями/подразделениями. есть сообщения, что офицеры иногда были вынуждены использовать собственные мобильные телефоны, чтобы связаться со штабами и командованием своих подразделений. В сочетании с ошибками в системе командования, которые клеймились даже самими высокопоставленными офицерами, это создало предпосылки для проблем в координации (действий).
В целом "5-дневная война" обнаружила уже давно известную необъятную потребность модернизации конвентиональных вооруженным сил. Победа России ни в коем случае не основывалась на материальном и технологичном превосходстве, а на хорошей подготовке и количественном превосходстве. В ЮО по данным сми примерно 6600 грузин противостояли примерно 10 000 русским солдатам; в Абхазии у Москвы (примерно 9000 солдат) было в четыре с половиной раз больше л/с чем у грузинской армии. К этому нужно добавить неизвестное количество южно-осетинских и абхазских бойцов.
В целом русская армия в сорок раз больше грузинской, ее военный бюджет больше более чем 30 раз. Надежных данных о количестве примененной течники нет. на количественное превосходство русских над грузинами - которые согласно Moscow Defense Brief имели всего лишь самолетов и 247 танков - вероятно не могло повлиять и некоторое опережение в модернизации. Ввиду ее технологической отсталости обычные вооруженные силы России скорее напоминают армию 20 чем 21-ого века. Для некоторых применений (задач) – напр. ночных – или определенных форм войны – напр. бесконтактная война – вооруженные силы Москвы снаряжены весьма плохо. да, ход событий показал что россия в сост. победить в войне с маленькой постсов. страной - если последняя не получит помощи. однако из этого нельзя автоматически сделать вывод о результате войны с более сильным противником.
перспективы объявленной программы модернизации
русское руководство среагировало на критику офицеров и военных экспертов, сообщив о повышении расходов на оборону. В следующем году соответствующий бюджет вырастет на около 27% до 50 млрд. $. При этом, заявил президент Медведев 11 сентября 2008, будут также сделаны выводы из "5-дневной войны". Так, основное внимание будет уделено закупке современного оружия/вооружение – как например Глонасс, высокоточное оружие и разведывательные дроны – а также улучшенной тренировке/боевой учебе. В целом, по словам Медведева, создание »современных, эффективных вооруженных сил« в течении следующих лет является одним из "наивысших приоритетов«.
Объявленное увеличение оборонного бюджета продолжает тенденцию роста последних 8 лет. В 2009 расходы на армию по сравнению с 2000 выросли около в 10 раз. в декабре 2006 тогдашний президент Путин сообщил о амбициозной программе (примерно 189 млрд. $) военной модернизации на 2007-2015. В этих рамках 45% военного арсенала должны быть модернизированы или заменены. Это показывает, что оценка значения военной силы как опоры на права великой державы возросла. Все же, уместны значительные сомнения, станет ли увеличиение финансовых средств достаточным в этих размерах и в роли единственной меры, достаточным что бы достичь поставленной цели – »современные, эффективные вооруженные силы«.
Во-первых, и без того огромное необходимость модернизации вооруженных сил проявится еще острее в течение следующих лет, так как обычные и ядерные оружие и системы вооружения устаревают на глазах. вполне имеющиеся совершенствования и разработки – например новый класс апл "Борей" (...) достроен под именем "Юрий Долгорукий" в 2007, новые стратегические ракеты Тополь-М или Булава или прогрессивная система пво С-400 – только ограниченно меняют положение дел. До сих пор Россия производит в год всего до 7 ракет Тополь-М, существенно меньше чем списывают из войск.
Ядерная ракета дальнего действия морского старта(? seegestьtzt) "Булава" выполнила лишь только после нескольких неудачных тестов в сентябре 2008 первый успешный старт. Во-вторых, программа модернизации страдает от инфляции, которая выше среднего в области военных товаров. составляя в 2007 в среднем 11,9%, на отдельные товары вооружений она достигала болee чем 30%. Кроме того, в России подъем энергетических цен и транспортных цен также имеет большое значение.
В-третьих, многие из дополнительных финансовых средств исчезали в прошлом из за коррупции, которая широко распространена в армии и в впк. заказы поэтому зачастую распределяются не по критериям эффективности, от этого страдают как качество так и количество произведенного оружия и видов вооружения.
Хроническое недофинансирование вооруженных сил вытекает, в-четвертых, также из их размера. Россия пытается содержать и модернизировать армию, которая с 1,12 млн. солдатами всего на 20% меньше чем американские вооруженные силы, но с бюджетом, который в 2007 меньше чем 15 раз (чем американский).
ка следствие, примерно 70% русского военного бюджета уходит за содержание армии, и только примерно 30% на приобретение новых образцов и модернизации арсенала, а также на ниокр. в оборонном бюджете сша 2007 затраты на приобретения, исследования и разработку составили 54% – и это учитывая крупные армейские операции в Ираке и Афганистане. Уже давно высокопоставленные русские военные требуют повышения расходов на оборону от сегодняшних 2,3 - 2,6% на минимум 3,5% валового национального продукта.
Однако это стало бы угрозой реализации социо-экономической программы модернизации. Поэтому президент Медведев и премьер-министр Путин уже неоднократно объясняли, что такое резкое увилечение оборонного бюджета - не их путь. Не будем повторять ошибки Советского Союза, заявил тогдашний президент Путин в своей речи перед федеральным собранием в мае 2006. Альтернативно Россия с новой решимостью могла бы приступить к тянущейся уже 16 лет армейской реформе.
Эта реформа содержит – наряду с модернизацией оружия и оборудования – некоторые другие, частично тесно связанные между собой компоненты. Во-первых, укрепление гражданского контроля над армией. В течение последних лет в этом отношении уже кое-что произошло: В ходе изменения закона 2004 министр обороны получил большую власть над генеральном штабе. Также после войны с Грузией обсуждается уменьшение раздутого генерального штаба. кроме того с февраля 2007 мо впервые возглавляет человек который не происходит ни из армии, ни из спецслужб - Анатолий Сердюков. однако в то же время Государственная Дума в течение последних лет фактически отпала как контрольный инструмент. Это - непосредственное последствие ограничения политического плюрализма, в результате чего парламент потерял – в т.ч. и при Борисе Ельцине – и без того хрупкую позицию как независимое политическое учреждение. В то же время все больше элементов бюджета мо относятся к »классифицируемым«, это значит закрытым разделам бюджета, о которых нет информации. Чтобы обеспечить эффективный расход предоставленных финансовых средств, как раз необходим сильный парламент, который должен заботится о прозрачности и контроле военных расходов.
Второй столп военной реформы состоит в (количественном) уменьшении при одновременной профессионализации армии. из за сопротивления армейского руководства, с этим проектом уже претерпел неудачу предыдущий президент Путин. Но только если количество войск будет уменьшено, можно поменять соотношение (затрат) между содержанием солдат с одной стороны и модернизацией вооружений/ниокр с другой стороны, как это запланировано руководством до 2017. Возможно, импульсы к уменьшению и профессионализации армии имеют причиной демографический кризис в России. С начала 2008, когда воинская повинность была укорочена на 12 месяцев, армия России нуждается в год примерно в 600.000 рекрутах – в два раза больше чем до сих пор.
Эта квота недостижима уже сейчас - несмотря на отмену отсрочек. Улучшение социального положения военнослужащих тесно связано с профессионализацией. Без более высокого денежного довольствия, достаточного (кол-ва) жилья, а также решительных действий против дедовщины армия и дальше будет призывать прежде всего тех, кто почти не имеет шансов на гражданском рынке рабочей силы. По данным мо 7 солдат умерли в прошлом году в результате неуставных отношений своих товарищей или командиров, 147 покончили жизнь самоубийством. Комитет солдатских матерей, независимая не-правительственная организация, приводит существенно большие цифры и считает, что каждый год вне боевых действий погибают 3000 солдат.
Третий и решающий пункт армейской реформы лежит в разъяснении 2 основных вопросов: Каким угрозам в сфере политики безопасности подвержена Россия и какую позицию она хочет занять в международной системе?
Только при наличии ясных ответов на эти вопросы можно эффективно применять финансовые средства в пользу ясных приоритетов. касаемо оценок угроз, мнения в русском руководстве расходятся. Высокопоставленные офицеры видят и дальше в НАТО и США основную угрозу национальной безопасности. Так, тогдашний нгш Юрий Балуевский заявил в январе 2007 на конференции в Военной академии, что военная угроза России несмотря на сотрудничество с западными странами не уменьшилась.
напротив, армейское руководство отводит региональным и локальным конфликтам, а также транснациональным потенциальным угрозам безопасности посредственное значение. да, политическое руководство при каждом представляющемся случае критикует "однополярность" США и расширение НАТО на восток. Тем не менее, во внешнеполитической программе, которую новый президент Медведев подписал в июле 2008, сообщается, что опасность »большой войны« – шифр для обозначения войны с НАТО - стала меньше.
Также в этом документе большее внимание уделяется транснациональным потенциальным угрозам безопасности. Иходя из этих данных, фокус должен бы быть сделан на модернизации обычных вооружений и создании меньших по размерам - но лучше оснащенных и более мобильных вооруженных сил. Тем не менее новая программа модернизации акцентирует внимание также на - наряду с несколькими обычными видами вооружения как беспилотники и высокоточное оружие - усилении рвсн и развитии способностей к глобальной проекции власти ([Machtprojektion]?).
Так президент Медведев 26 сентября 2008 обьявил офицерам, что к 2020 Россия усовершенствует свои силы »стратегического сдерживания«. Кроме того, по словам Медведева на 4 дня позже, страна должна восстанавить свои позиции как "морская великая держава". При этом упор на »стратегический паритет« и морской флот вытекает из стремления позиционировать Россию как глобальную, а не региональную великую державу на международном уровне. В этой цели сходятся политическое и военное руководство. Таким образом финансовые средства также и дальше будут использоваться в первую очередь для строительства стратегических ракет и ядерных боеголовок и для оснащения морского флота новыми атомными подводными лодками или авианосцами. не говоря о том, что даже с запланированными новоприобретениями Россия еще долго не окажется на одном уровне с США, Россия едва ли может применять эти виды вооружений для возможных региональных и локальных конфликтов на своих хрупких южных границах. В этих конфликтах Москва должна и дальше расчитывать на слабость потенциальных противников.
вывод
хотя в результате россия одержала победу, все же "5-дневная война" указала несоответствие которое по-прежнему существует между претензиями России на права великой державы и ее реальными возможностями. правда, Москва способна подтвердить военной силой стремление к региональному доминированию на пост-советском пространстве; в этом смысле боевые действия в Грузии нужно также понимать как предупреждение другим государствам СНГ - прежде всего Украине - не слишком примыкать к США и НАТО. Однако, войну против маленькой Грузии нельзя интерпретировать как признак ее возвращения глобальной великой державой. Скорее "5-дневная война" отчетливо иллюстрировала, насколько далеко обычные вооруженные силы России ковыляют за технологическими разработками последних 20 лет.
только лишь значительный ядерный потенциал с примерно 3313 стратегическими и 2076 тактическими ядерными боеголовками обеспечивает пока России особое положение в международной системе. Владимир Путин приступил к президентству как главнокомандующий в Чечне. Из тамошних неудач он сделал вывод, что пренебрегаемая в девяностые годы армия требует обширных реформ. хотя ему удалось притормозить свободное падение, в котором вооруженные силы находились при Борисе Ельцине, и достичь успехов в модернизации - благодаря растущим нефтяным и газовым доходам - в отдельных областях. Однако в прочем он ограничивался символическими ПР-акциями, которые должны были придать видимость военных мышц все более уверенной поступи во внешней политике.
Так, Москва в августе 2007 снова возобновила приостановленные в 1992 полеты дальных бомбардировщиков над Атлантикой и Тихим океаном, провела ряд рекламно-эффективных учений или инициировала возобновление военных парадов на Красной Площади (...) Тем не менее, Путин претерпел неудачу в реализации обширной армейской реформы. причиной были как упрямость, с которой традиционные представления угроз сохранились в политической и прежде всего военной элите, так и в несокрушимом влиянии генерального штаба на внутренние военные вопросы, но также и в стиле руководства Путина, который видел себя скорее модератором чем реформатором. Теперь наследник Димитрий Медведев стоит перед похожим вызовом. Следующие месяцы покажут, воспринимает он "5-дневную войну" против Грузии как трубный глас "побудки" ко всесторонней армейской реформе, чего требуют многие боенные эксперты, или он лишь продолжит путинскую программа и остается верным девизу »Больше денег и больше символики«.
I-H - большое спасибо за перевод.
ИМХО: Компетентность автора статьи не внушает особого доверия. К примеру:
Цитата
Глонасс – опять же располагает всего 13 из 24 спутников
Странно. По моему их на момент написания статьи(предполагаю конец августа-начало сентября сего года) висело 17 штук. Плюс, в течении этого года на орбиту будут выведены ещё 2 спутника. А для полноценной работы системы необходимо 18 спутников.
Гадёныш , в главном он впринципе прав - переворужать давно пора. Сейчас конечно что то где то уже поставляется, но темпы неплохо бы ускорить.
А бреда в статье хватает. Например по мнению автора 10к русских к 7к грузин (при условии что наши входили по одному единственному тунелю, и потом ещё достаточно долго шли по достаточно узкой дороге . Притом что все 10 к туда вошли только к окончанию конфликта) - это пипец какое численное преимущество .
Спасибо за перевод. взгляд на вещи действительно поверхностный
.
Цитата(ЕВГ @ 3.11.2008, 13:10)

10к русских к 7к грузин (при условии что наши входили по одному единственному тунелю, и потом ещё достаточно долго шли по достаточно узкой дороге . Притом что все 10 к туда вошли только к окончанию конфликта) - это пипец какое численное преимущество .
На 300 спартанцев - точно не тянут.